Неточные совпадения
— Естественно, вы понимаете, что существование такого кружка совершенно недопустимо, это — очаг заразы.
Дело не в том, что Михаила Локтева поколотили. Я пришел к вам потому, что отзывы Миши о вас как человеке
культурном… Ну, и — вообще, вы ему импонируете морально, интеллектуально… Сейчас все заняты мелкой политикой, — Дума тут, — но, впрочем, не в этом
дело! — Он, крякнув, раздельно, внушительно сказал...
— Ага! — и этим положил начало нового трудного
дня. Он проводил гостя в клозет, который имел право на чин ватерклозета, ибо унитаз промывался водой из бака. Рядом с этим учреждением оказалось не менее
культурное — ванна, и вода в ней уже была заботливо согрета.
Затем он вспомнил, что в кармане его лежит письмо матери, полученное
днем; немногословное письмо это, написанное с алгебраической точностью, сообщает, что
культурные люди обязаны работать, что она хочет открыть в городе музыкальную школу, а Варавка намерен издавать газету и пройти в городские головы. Лидия будет дочерью городского головы. Возможно, что, со временем, он расскажет ей роман с Нехаевой; об этом лучше всего рассказать в комическом тоне.
Китайцы зарезали свинью и убедительно просили меня провести у них завтрашний
день. Наши продовольственные запасы истощились совсем, а перспектива встретить Новый год в более
культурной обстановке, чем обыкновенный бивак, улыбалась моим стрелкам. Я согласился принять приглашение китайцев, но взял со своих спутников обещание, что пить много вина они не будут. Мои спутники сдержали данное слово, и я ни одного из них не видел в нетрезвом состоянии.
— Тут была какая-то темная история. А впрочем, не наше
дело. Разве может быть иначе, когда все удовольствие у этих дикарей только в том, чтоб напиться до свинства?
Культурный человек никогда не дойдет до такого положения и не может дойти.
Когда в 1917 г. победили деятели революции, то они признали деятелей
культурного ренессанса своими врагами и низвергли их, уничтожив их творческое
дело.
Но на
деле никаких голосов не было. Напротив того, во время минутного переезда через черту, отделяющую Россию от Германии, мы все как будто остепенились. Даже дамы, которые в Эйдкунене пересели в наше отделение, чтобы предстать на Страшный суд в сопровождении своих мужей, даже и они сидели смирно и, как мне показалось, шептали губами обычную короткую молитву
культурных людей:"Пронеси, господи!"
Дело наделало шума; но даже в самый разгар эмансипационных надежд редко кто усмотрел его вопиющую сущность. Большинство
культурных людей отнеслось к «нему как к „мелочи“, более или менее остроумной.
Ошибочно, впрочем, было бы думать, что современный простец принадлежит исключительно к числу посетителей мелочных лавочек и полпивных; нет, в численном смысле он занимает довольно заметное место и в
культурной среде. Это не выходец из недр черни, а только человек, не видящий перед собой особенных перспектив. И ненавистники и солидные ожидают впереди почестей, мест, орденов, а простец ожидает одного: как бы за
день его не искалечили.
Современный
культурный человек, стоящий даже внизу, например французский рабочий, тратит в
день на обед десять су, на вино к обеду пять су и на женщину от пяти до десяти су, а свой ум и нервы он целиком отдает работе.
— Оказалось, по розыску моему, что слово это значит обожание, любовь, высокую любовь к
делу и порядку жизни. «Так! — подумал я, — так! Значит —
культурный человек тот будет, который любит
дело и порядок… который вообще — жизнь любит — устраивать, жить любит, цену себе и жизнь знает… Хорошо!» — Яков Тарасович вздрогнул; морщины разошлись по лицу его лучами от улыбающихся глаз к губам, и вся его лысая голова стала похожа на какую-то темную звезду.
Сверх того, как мы ни стараемся о насаждении классицизма, но русский
культурный человек в
деле знакомства с древними классиками и ныне едва ли идет дальше басен Федра, иметь которые в качестве настольной книги несколько, впрочем, совестно.
Повторяю: жить в деревне только в качестве «хорошего барина» все-таки совестно, и потому я был очень обрадован, когда узнал, что у
культурного русского человека, и помимо сельскохозяйственных затей, может существовать вполне деревенское
дело, а именно:
дело совета, разъяснения, просвещения и посильной помощи.
Средний же
культурный человек, даже в том смысле, ежели чувствовал себя кругом виноватым, считал
дело удовлетворительно разрешенным, если ему удавалось в свои отношения к подневольным людям ввести так называемый патриархальный элемент и за это заслужить кличку «доброго барина».
Объяснение этой тоски, я полагаю, заключается в том, что у
культурного русского человека бывают
дела личные, но нет
дел общих. Личные
дела вообще несложны и решаются быстро, без особых головоломных дум; затем впереди остается громадный досуг, который решительно нечем наполнить. Отсюда — скука, незнание куда преклонить голову, чем занять праздную мысль, куда избыть праздную жизнь. Когда перед глазами постоянно мелькает пустое пространство, то делается понятным даже отчаяние.
Но
дело в том, что по самим условиям своих жизненных преданий, обстановки, воспитания,
культурный человек на этом поприще прежде всего встречается с вопросом: что скажет о моей просветительской деятельности становой (само собой разумеется, что здесь выражение «становой» употреблено не в буквальном смысле)?
Когда все это будет достигнуто,
культурный человек может наслаждаться и отдыхать по всей своей воле. А ежели надоест ему отдыхать, то может и заняться тем
делом, которое ему по душе.
Я охотно допускаю, что и в заурядных представителях
культурной массы может зародиться жажда просветительного деревенского
дела.
В деревне подобные известия всегда производят переполох. Хорошо ли, худо ли живется при известной обстановке, но все-таки как-нибудь да живется. Это «как-нибудь» — великое
дело. У меньшей братии оно выражается словами: живы — и то слава Богу! у
культурных людей — сладкой уверенностью, что чаша бедствий выпита уж до
дна. И вдруг: нет! имеется наготове и еще целый ушат. Как тут быть: радоваться или опасаться?
Культурный человек не принимает в расчет ни вёдра, ни дождя, ни ветров, ни червя, ни земляной блохи, ни мошки, ни того, что в один прекрасный
день у привода молотилки вдруг не окажется ремня, а у самой молотилки двух-трех пальцев (вчера еще все было цело, а вдруг за ночь пропало!).
Сотские — мирволят; волостной старшина — тот на все жалобы только икает: мне, дескать, до вас,
культурных людей,
дела нет!
Да, эти «столпы» знают тайну, како соделывать людей твердыми в бедствиях, а потому им и книги в руки. Поймите, ведь это тоже своего рода
культурные люди и притом не без нахальства говорящие о себе: «Мы сами оттуда, из Назарета, мы знаем!» И действительно, они знают, потому что у них нервы крепкие, взгляд острый и ум ясный, не расшатанный вольнодумными софизмами. Это дает им возможность отлично понимать, что по настоящему времени самое подходящее
дело — это перервать горло.
Родись он в селе, его бы считали «ледащеньким», но приставили бы к соответственному
делу — стадо пасти или гусей сгонять, и он все-таки пропитался бы и даже не был бы в тягость; но среди
культурного общества — он никуда не годился.
— Ай-яй! Ну, какое же, батенька, другое
дело! Это же всё равно! Я же вам объяснял: учитель — учит, я строю церкви, вы мелете муку, мы же все делаем
дело, необходимое людям, и все мы равно заслуживаем уважения, это же надо понять! Надо уважать всякий труд, это и сделает всех
культурными людьми, да, а
культурному человеку нельзя говорить слово-ер.
Это один из самых выразительных представителей
культурного русского человека, лишь со вчерашнего
дня узнавшего о своей культурности.
Кому интересны залупские нужды,
культурные и не
культурные? Вот кабы ты сообщил секрет, как к празднику нечто заполучить или как такому-то ножку, ради высокоторжественного
дня, подставить — ну, тогда бы мы тебя послушали. А то: залупские нужды! — ишь с чем подъехал! Есть у вас в Залупске Солитер — и будет с вас. Он вас разберет: и стравит друг с другом, и помирит, если ему вздумается. Zaloupsk! Qu’est-ce que c’est que Zaloupsk? [Залупск! что такое Залупск?]
Но едва я притрогивался к вопросу: действительно ли еда из тарелки, а не из плошки составляет непререкаемый признак культурности? — как передо мною вставал другой вопрос: да неужто это может кого-нибудь интересовать? и убудет ли от того хоть сколько-нибудь той бесконечной тоски, которая
день и ночь гложет
культурного человека, несмотря на то что он ест из тарелки, а не из плошки?
Все
дело лишь в одном: принимая выгоды культуры, нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями
культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положительные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко.
Творческое горение, творческий взлет всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры,
культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые
дела.
— Это, разумеется,
дело вкуса, — иронически процедил Токарев. — Я же лично думаю, что именно эти смирные и блестящие «господа» вынесли и выносят на своих плечах всю великую
культурную работу, которою жива страна. И далеко до них не только мерзавцам, а и всякого рода «героям», которые больше занимаются лишь пусканием в воздух блестящих фейерверков, — резко закончил Токарев.
Не было и цинизма, ни на
деле, ни даже на словах, и это обнаруживало несомненный
культурный признак.
И в результате получалось стоячее впечатление от столицы, живущей изо
дня в
день в свое удовольствие, где не нарождается и не разрабатывается ни один крупный вопрос
культурного человечества.
Но позорное дезертирство с трудового фронта нельзя было оставить без наказания. Лелька сама себя оштрафовала в десятикратном размере суммы, которую должна была получить из страхкассы за прогульные
дни: предстояло получить около семи с полтиной, — значит, — семьдесят пять рублей штрафу. Отдать их в комсомольскую ячейку на
культурные нужды.
Церковь в своих видимых воплощениях имеет
культурную природу и
разделяет судьбу культуры и все ее трагические неудачи.
Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все ее достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не
культурными только, а бытийственными [Очень интересно говорит о культуре Н. Ф. Федоров: «Если объединение живущих для всеобщего воскрешения не совершается сознательно, то объединение сынов превращается в цивилизацию, в чуждость, враждебность, в разрушение, а вместо воскрешения является культура, т. е. перерождение, вырождение и наконец вымирание» («Философия общего
дела», с. 142–143).
Европейские социал-демократы стали
культурными людьми, признали такие «буржуазные» ценности, как национальность и государство, и их конечное миросозерцание превратилось в частное
дело.
Такая бессильная и рефлектирующая психология очень мешала
культурному подъему народа,
делу его просвещения.
Все происходящее в эти темные
дни имеет свое оправдание в народопоклонстве и нигилистическом отношении к
культурным ценностям, которым грешили и те, кого ныне громят.
Не раз слыхал Стягин точно такие же речи и был к ним глух. Он оправдывал свое нежелание оставаться дома — бесплодностью единичных усилий и благих намерений, не хотел мириться с неурядицей, дичью, скукой и преснотой деревенской жизни; в Москве не умел выбрать себе
дела, находил дворянское общество невыносимым, городские интересы — низменными,
культурные порядки — неизлечимо варварскими.
Широкие круги радикальной и социалистической интеллигенции в эти
дни ужасает то, что торжествующий большевизм отдает русскую культуру на погром и разграбление, что он отрицает литературу, отрицает духовный труд и выбрасывает за борт всю интеллигенцию, весь
культурный слой.